ПОИСК ПО САЙТУ

БЛОГ

г. Тула

Уходящая натура, радующая глаз художника

В "Тульском краеведческом альманахе" в № 17 опубликована статья искусствоведа Ирины Ковшарь "Город Тула в изобразительном искусстве XVIII-XX веков" – подробный обзор того, как художники разных эпох запечатлевали город. О том, что сегодня вдохновляет наших современников выходить с этюдником на старые улочки, "ловить момент" яркой жанровой сценки, любоваться переплетением ветвей деревьев в своем окне, мы поговорили с современными тульскими живописцами и графиками.

Ярослав Куравский живет в Туле с 1980 года, и с тех пор город занял в его творчестве значительное место. Произошло это так:
Ярослав Куравский

– С товарищем и коллегой Виктором Салищевым мы были в колхозе, где наше внимание привлекли старые деревенские дома. Начав их рисовать, стали обнаруживать красоту повседневности буквально в каждой детали. А потом уже и в городе мне захотелось внимательнее присматриваться к живописным уголкам, старым дворикам, архитектурным памятникам. Всегда было интереснее увидеть не фасадную, а скрытую часть – внутреннее пространство с необязательными деталями, старыми деревьями.
Объект своего следующего рисунка ты часто обнаруживаешь практически случайно – просто идешь по улице или едешь в транспорте и вдруг видишь то, что тебя зацепило. Это трудно объяснить словами. Бывало, что потом приходишь на это место, а ничего не происходит, не отзывается. Все так же, как и было, а чувство ушло. Главное, ухватить и сохранить первое впечатление, поймать композицию, уловить настроение. Мне хотелось сохранить подлинность, документальность, ничего не приукрашивая. Важны и архитектурный стиль здания, и бытовые детали во дворе. Иногда на рисунке появлялись покосившиеся ворота, оставленные ведра, кошка, собака или даже курица. Такие места есть и в центре города, и в Мясново – везде, где еще сохранились частные дома. Часто ходим туда и со студентами художественного училища, где я преподаю, есть и любимые места – улицы Пирогова и Тургеневская, окрестности Всехсвятского кладбища.
Но не только в Туле, а везде, где бывал, я часто рисовал храмы. Это не типовые здания, в них было вложено лучшее, что было на тот момент в культуре. К сожалению, от исторического облика Тулы сохранилось немного, так что стараюсь запечатлеть все интересное и выразительное.

Николай Трифонов начал писать Тулу еще в конце 80-х годов:
Николай Трифонов

– На первых акварелях у меня даже был памятник "Труду и обороне" на площади Челюскинцев, с тех пор многое в городе изменилось, но есть места, где время будто остановилось. В первую очередь это Всехсвятское кладбище – туда на пленэры с друзьями ходим годами, это знаковое место для Тулы. Всегда любил свою родную улицу Демонстрации, на Гоголевской еще сохранились интересные дома. Есть и среди новой застройки живописные места – окрестности Московского вокзала, например. Несколько раз писали с друзьями панораму города с высоты 7 этажа, и там видно, что высотки очень хорошо вписываются в пейзаж, особенно если точно найти точку и угадать со светом.

Рассказывает Александр Чудаков, певец тульских двориков:


– Мне нравится любая натура, которая дарит положительные эмоции. Особенно трогают старые дома – деревянные, обшарпанные, разваливающиеся. Разумеется, их остается все меньше, но в моем родном Заречье еще есть такие уголки. Это район Ствольной, Заварной, Арсенальной. Люблю виды старой Тулы, в голове иногда складывается реконструкция – как это выглядело век назад. Жаль, что многое не сохранилось, а то, что еще существует, не поддерживается в приличном состоянии. Понятно, что это связано с естественным ходом жизни – иногда заходишь в старый двор чтобы рассмотреть дом и сфотографировать, а оттуда выходят люди, которые начинают жаловаться – крыша течет, зимой холодно. Строится новое жилье, а прежняя натура уходит от нас все дальше. Современная архитектура волнует меньше, она слишком утилитарна…

Оксана Кагальникова выделяет на карте города два любимых места: это Всехсвятское кладбище и Гоголевская улица.
Оксана Кагальникова

– Кладбище – удивительный, особый мир в самом центре. Там ты чувствуешь себя в большом массиве живой природы, где свой микроклимат, поют птицы, мелькают животные.
С Гоголевской улицей другая история. В 1990-е годы я училась в Орле, и приезжая каждый раз в Тулу, обнаруживала, что ее облик сильно меняется. Это бывает очень наглядно, если ты не каждый день здесь бываешь. Идешь по родным местам и видишь, что исчез то один, то другой домик. Появилась мысль: "Надо нарисовать, пока не снесли". Радуюсь, что когда-то успела с друзьями хорошо исследовать улицу Металлистов – тогда еще жилую, с заброшенными домами. Мы тогда все подворотни облазили с этюдниками.
Когда уехала учиться, невольно сравнивала Тулу с Орлом – он такой зеленый, закоулистый, нельзя было не влюбиться. Тула другая, зелени меньше, основная магистраль – проспект Ленина – прямая, длинная, стремительная. Но и в этом есть свое очарование для художника.

Светлана Кошелева любит как раз обычные тульские улицы с пятиэтажками.
5GuDtq-wFbs.jpg

– Мне нравится рисовать то, что обычно не замечаешь, я не люблю достопримечательности. Кварталы обычных тульских домов – как воздух, на который не обращаешь внимания, просто дышишь. Это не воспринимаемая обычно натура, но она накладывает отпечаток на нашу жизнь, среда обитания во многом определяет жизнь человека. Нельзя не чувствовать место своего жительства, а ведь большинство из нас живет как раз в таких домах – 5 или 9 этажей… В них сложнее бывает отыскать эстетику, чем в старых деревянных кварталах. Но я стараюсь это делать, люди часто удивляются, увидев родные места на моих работах.

Павел Ганжа живет в Туле всю жизнь, помнит, как в детстве с друзьями исследовал еще не отреставрированный кремль.
Павел Ганжа

– Я часто вспоминаю прогулки с бабушкой по старому Заречью. Сейчас многое изменилось, исчезает аура того русского города. И мне хочется что-то запечатлеть или даже воссоздавать. Через десять лет сын посмотрит на мои работы и почувствует обаяние этих мест. Люблю писать знаковые городские усадьбы – Лугининых, Ливенцевых, все окрестности кремля. Почтовые ворота на своей картине реконструировал по старым фотографиям. Живописных мест у нас не слишком много, но вдохновение удается найти и в повседневности. У меня есть триптих, где я изображаю вид из своего окна. Одновременно это отсылка к литературе, любимым авторам – Аксенову, Пастернаку, Довлатову: "Апельсины из Марокко", "Снег идет", "Заповедник"…

Вид из окна вдохновляет и Елену Свиридову:
 Елену Свиридову

– Тулу нельзя назвать главной темой моего творчества, но в начале 2000-х годов я много писала пересечение проспекта Ленина и Первомайской улицы, который видела из своего окна. Хотелось передать разные переходные состояния: вечер-ночь, зима-весна. А в последнее время открыла для себя удивительную улицу им. Макса Смирнова. В массиве частного сектора сохранились славные домики с историей и характером. Совсем рядом с главной магистралью города вдруг попадаешь в другую вселенную, микромир, который местные жители очень ценят и бережно хранят. Им даже удалось отстоять огромные старые липы…
Любопытная история была и на Рогожинском поселке: увидела очень живописный сарай и встала рядом, открыла этюдник... Вдруг женщина подбегает – чем вам сарай мешает? Почему вы здесь? Никак не могла поверить, что я его просто рисую без всякой задней мысли, угрозы никакой не представляю. А когда я завершила работу, посмотрела и сказала: "Красиво…"
Минувшей весной Елена открыла для себя окрестности кремля: маленькие цветущие сакуры удивительно гармонируют с кирпичной кладкой кремлевской стены.
 

… Любовь к родному городу объединяет художников разных поколений, здесь они находят сюжеты, которые не оставляют равнодушными ценителей живописи, и сохраняют память о городе в разное время, в разном его состоянии.

Мария Носкова