г. Тула
Деревянная Тула: как популяризировать и сохранить
Интервью с историком Ильей Александровичем Кошкиным
Ольга Секенова: Монография «Тула – деревянная летопись» стала событием для тульского краеведения. Планируется ли второе издание и есть ли новая информация, которая сможет его дополнить?
Илья Кошкин: В каком-то необозримом будущем второе издание действительно возможно, так как мне хотелось бы осветить вопросы интерьера тульских деревянных домов. У нас есть замечательный источник – исследование Леонида Потапова. Это московский архитектор, который во второй половине 1980-х гг. проводил историко-архитектурное обоснование исторического центра города Тулы, итогом которого стала целая монография, никому практически неизвестная. Он фотографировал дома внутри, в том числе и деревянные, сопровождая каждый объект архитектурным и историческим описанием. У него был целый комплекс соавторов – и сотрудники архива, и наши тульские архитекторы. Они ходили по всем домам исторического центра нашего города. У меня тоже имеются собственные фотографии интерьеров деревянных домов Тулы. Кажется, что дом разваливается, заходишь – а там печи с изразцами, камины, лепнина… В этом направлении еще нужно работать и таким образом «Тулу – деревянную летопись» дополнить.
Ольга Секенова: Расскажите про вашу коллекцию фотографий.
Илья Кошкин: Я никогда не считал, сколько у меня фотографий. Собираю коллекцию активно уже года три, использую все возможные источники. Я уже достиг такого момента, когда, например, фотографии людей, которые стоят где-то в городе мне уже неинтересны, потому что многие виды стали часто повторяться. Для меня стало важным не количество, а качество фотографии. Коллекционирую два направления: виды Тулы и школьное образование (виньетки из выпускных альбомов, еще есть две или три большие папки фотографий, на которых школьники сняты со своим классом, в школе, на мероприятиях и так далее). Школьные фотографии я беру, только понимая, что это конкретная школа или конкретный школьник. Вчера, например, я нашел школьную фотографию Бориса Сафонова – летчика, дважды Героя Советского Союза.
Ольга Секенова: вернемся к «Туле – деревянной летописи». С чем вы связываете такой интерес туляков к истории деревянного зодчества?
Илья Кошкин: Я бы в данном случае «разделил» людей на поколения. Поколение людей 1950-х – 1960-х – 1970-х гг. рождения ностальгирует, потому что они выросли в этих деревянных домах и им это очень близко. Они еще чувствуют свою связь с такими домами. У молодежи тоже огромный интерес, молодежь сейчас во многом грамотная и интересующаяся. Им деревянные дома очень интересны с точки зрения архитектуры, в них много элементов декора, привлекающих внимание. «Деревянная» тема популярна не только в Туле, но и по всей стране. Есть много блогов, связанных с деревянным зодчеством (например, Иван Хафизов популяризирует эту тему). В стране очень много уникальных маршрутов по деревянному зодчеству – люди молодые всем этим интересуются. Когда у нас в Туле появилась такая книга, по маршруту которой можно пройтись, многие люди присылали мне фотографии, говорили: «По адресам, которые указаны в вашей книге мы гуляли, составляли для себя целые маршруты, находили много интересных деревянных домов, было интересно».
Ольга Секенова: какие еще практики сохранения и популяризации историко-культурного наследия в Туле вы считаете успешными? Как деревянное зодчество сохраняют в других регионах?
Илья Кошкин: «Том Сойер Фест». Этот проект в первую очередь про популяризацию деревянной архитектуры. Они обращают внимание общественности на деревянные дома, это замечательно. «Том Сойер Фест» поддерживает дома, находящиеся в частных руках. Здесь есть оборотная сторона истории. Хозяева могут продать этот дом, эту землю, и тогда он не сохранится. Между тем, в России есть хорошие примеры, когда инициатива исходит от власти, и сохраняются целые жилые микрорайоны. Хочется сказать про масштабные вещи, которые происходили в Карелии, когда интересные деревянные дома разбирались на бревна и за городом создавались агро-деревни – туда из городов перевозили дома, превращая их в туристическое пространство. В них открываются музеи, ремесленные мастер-классы, выставки – это масштабный дорогостоящий проект. В Казани сохранили целые улицы, которые стали частью туристических маршрутов – например, в Старо-Татарской слободе. Есть примеры попроще – в Нижнем Новгороде пошли по следующему пути: в брошенных деревянных домах окна заколачивают досками, красят фасады, приводят в порядок. Эти дома закрепляются за муниципальной организацией – за музеем или домом культуры. Несколько раз в месяц во дворах этих домов муниципальные организации проводят концерты и другие различные мероприятия. То есть дом таким образом консервируется (в нем все заколочено, висят видеокамеры), и он точно еще проживет несколько десятилетий. Это привлекает внимание местных жителей и туристов, которые с удовольствием посещают мероприятия в таких пространствах. Мне кажется в Туле, где пока что большой заинтересованности и крупных инвесторов, готовых вложиться в сохранение деревянной застройки города, нет, опыт Нижнего Новгорода был бы самым оптимальным.
Секенова Ольга: какие дома в первую очередь нуждаются в заботе и сохранении?
Илья Кошкин: Многие дома имеют свою изюминку, я не могу выделить конкретный дом. Например, с точки зрения истории – очень жалко дом Хрущовых, который находится на пересечении улицы Свободы и улицы Гоголевской. К сожалению, этот дом стал забытым в настоящее время (за исключением ряда историков и активистов), а ведь он с огромнейшей историей, и с точки зрения архитектуры – самый длинный деревянный сохранившийся дом в Туле. В этом доме жил адмирал С. П. Хрущов, его младший брат был героем Крымской войны, еще один брат был калужским вице-губернатором и управляющим Пермской казенной палаты. Некоторое время там жили дочь Пушкина М. А. Гартунг-Пушкина, потом Т. А. Кузминская – сестра Софьи Андреевны Толстой. Дом заслуживает того, чтобы в нем действительно сделали музей тульского дворянства. Там до сих пор в некоторых комнатах сохранилась лепнина на потолках. В целом, все здания, описанные в главе «Жемчужины города» моей книги, являются действительным украшением Тулы.
Ольга Секенова: к изданию уже готовится следующая книга о тульской архитектуре. Расскажите, о чем она будет и когда ждать выпуска.
Илья Кошкин: Издание будет летом. Сейчас текст находится на консультации у искусствоведа Ирины Ковшарь – есть несколько вопросов, связанных с искусствоведческой терминологией. Книга будет посвящена советскому модернизму в Туле. Предполагается четыре главы про элементы советского модернизма в нашем городе: про мозаику, про витражи, про барельефы и различные рельефы и про сграффито. Много интересного удалось найти, будет много фотографий. Эта книга будет отличаться от «Тулы – деревянной летописи», в ней будут вводные статьи – например, историческое обозрение развития мозаики в целом, а затем иллюстрации с подробными комментариями. Надеюсь, что эта книга станет хорошим источником для будущих исследователей. Советский модернизм было очень сложно описывать даже мне как историку, который немного разбирается в архитектуре. Поэтому, во многом, этот вопрос тоже останется.
Ольга Секенова: Живы ли еще создатели этих объектов, удалось ли с ними поговорить?
Илья Кошкин: Я был в поисках весь последний год, скажем так, около 60 % авторов установить не удалось – это задача как раз будущих исследований. Многих авторов уже нет в живых. Но в некоторых семьях сохранились эскизы работ. Несколько семейных архивов мне очень помогли в написании книги.
Справка:
Ольга Секенова окончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, факультет истории и права; аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член редколлегии журнала "Тульский краеведческий альманах".
Илья Кошкин окончил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, факультет истории и права, с 2015 года преподаёт историю МБОУ «ЦО - гимназия № 1». Исследователь и популяризатор краеведческих знаний. Специальный творческий интерес: градостроительная и архитектурная истории города Тулы, история школьного образования в городе Туле. Автор одного из самых популярных краеведческих блогов «История Тулы», участник образовательно-просветительского проекта «Лаборатория города 2026»; соавтор проекта «Предпринимательский маршрут: из прошлого в будущее», реализуемого Союзом социальных предпринимателей Тульской области при поддержке Фонда президентских грантов; участник проекта «Том Сойер Фест»; герой социального проекта «Будь вкладом» в ЦПКиО.
Фото: Олег Антонов
Ольга Секенова: Монография «Тула – деревянная летопись» стала событием для тульского краеведения. Планируется ли второе издание и есть ли новая информация, которая сможет его дополнить?
Илья Кошкин: В каком-то необозримом будущем второе издание действительно возможно, так как мне хотелось бы осветить вопросы интерьера тульских деревянных домов. У нас есть замечательный источник – исследование Леонида Потапова. Это московский архитектор, который во второй половине 1980-х гг. проводил историко-архитектурное обоснование исторического центра города Тулы, итогом которого стала целая монография, никому практически неизвестная. Он фотографировал дома внутри, в том числе и деревянные, сопровождая каждый объект архитектурным и историческим описанием. У него был целый комплекс соавторов – и сотрудники архива, и наши тульские архитекторы. Они ходили по всем домам исторического центра нашего города. У меня тоже имеются собственные фотографии интерьеров деревянных домов Тулы. Кажется, что дом разваливается, заходишь – а там печи с изразцами, камины, лепнина… В этом направлении еще нужно работать и таким образом «Тулу – деревянную летопись» дополнить.
Ольга Секенова: Расскажите про вашу коллекцию фотографий.
Илья Кошкин: Я никогда не считал, сколько у меня фотографий. Собираю коллекцию активно уже года три, использую все возможные источники. Я уже достиг такого момента, когда, например, фотографии людей, которые стоят где-то в городе мне уже неинтересны, потому что многие виды стали часто повторяться. Для меня стало важным не количество, а качество фотографии. Коллекционирую два направления: виды Тулы и школьное образование (виньетки из выпускных альбомов, еще есть две или три большие папки фотографий, на которых школьники сняты со своим классом, в школе, на мероприятиях и так далее). Школьные фотографии я беру, только понимая, что это конкретная школа или конкретный школьник. Вчера, например, я нашел школьную фотографию Бориса Сафонова – летчика, дважды Героя Советского Союза.
Ольга Секенова: вернемся к «Туле – деревянной летописи». С чем вы связываете такой интерес туляков к истории деревянного зодчества?
Илья Кошкин: Я бы в данном случае «разделил» людей на поколения. Поколение людей 1950-х – 1960-х – 1970-х гг. рождения ностальгирует, потому что они выросли в этих деревянных домах и им это очень близко. Они еще чувствуют свою связь с такими домами. У молодежи тоже огромный интерес, молодежь сейчас во многом грамотная и интересующаяся. Им деревянные дома очень интересны с точки зрения архитектуры, в них много элементов декора, привлекающих внимание. «Деревянная» тема популярна не только в Туле, но и по всей стране. Есть много блогов, связанных с деревянным зодчеством (например, Иван Хафизов популяризирует эту тему). В стране очень много уникальных маршрутов по деревянному зодчеству – люди молодые всем этим интересуются. Когда у нас в Туле появилась такая книга, по маршруту которой можно пройтись, многие люди присылали мне фотографии, говорили: «По адресам, которые указаны в вашей книге мы гуляли, составляли для себя целые маршруты, находили много интересных деревянных домов, было интересно».
Ольга Секенова: какие еще практики сохранения и популяризации историко-культурного наследия в Туле вы считаете успешными? Как деревянное зодчество сохраняют в других регионах?
Илья Кошкин: «Том Сойер Фест». Этот проект в первую очередь про популяризацию деревянной архитектуры. Они обращают внимание общественности на деревянные дома, это замечательно. «Том Сойер Фест» поддерживает дома, находящиеся в частных руках. Здесь есть оборотная сторона истории. Хозяева могут продать этот дом, эту землю, и тогда он не сохранится. Между тем, в России есть хорошие примеры, когда инициатива исходит от власти, и сохраняются целые жилые микрорайоны. Хочется сказать про масштабные вещи, которые происходили в Карелии, когда интересные деревянные дома разбирались на бревна и за городом создавались агро-деревни – туда из городов перевозили дома, превращая их в туристическое пространство. В них открываются музеи, ремесленные мастер-классы, выставки – это масштабный дорогостоящий проект. В Казани сохранили целые улицы, которые стали частью туристических маршрутов – например, в Старо-Татарской слободе. Есть примеры попроще – в Нижнем Новгороде пошли по следующему пути: в брошенных деревянных домах окна заколачивают досками, красят фасады, приводят в порядок. Эти дома закрепляются за муниципальной организацией – за музеем или домом культуры. Несколько раз в месяц во дворах этих домов муниципальные организации проводят концерты и другие различные мероприятия. То есть дом таким образом консервируется (в нем все заколочено, висят видеокамеры), и он точно еще проживет несколько десятилетий. Это привлекает внимание местных жителей и туристов, которые с удовольствием посещают мероприятия в таких пространствах. Мне кажется в Туле, где пока что большой заинтересованности и крупных инвесторов, готовых вложиться в сохранение деревянной застройки города, нет, опыт Нижнего Новгорода был бы самым оптимальным.
Секенова Ольга: какие дома в первую очередь нуждаются в заботе и сохранении?
Илья Кошкин: Многие дома имеют свою изюминку, я не могу выделить конкретный дом. Например, с точки зрения истории – очень жалко дом Хрущовых, который находится на пересечении улицы Свободы и улицы Гоголевской. К сожалению, этот дом стал забытым в настоящее время (за исключением ряда историков и активистов), а ведь он с огромнейшей историей, и с точки зрения архитектуры – самый длинный деревянный сохранившийся дом в Туле. В этом доме жил адмирал С. П. Хрущов, его младший брат был героем Крымской войны, еще один брат был калужским вице-губернатором и управляющим Пермской казенной палаты. Некоторое время там жили дочь Пушкина М. А. Гартунг-Пушкина, потом Т. А. Кузминская – сестра Софьи Андреевны Толстой. Дом заслуживает того, чтобы в нем действительно сделали музей тульского дворянства. Там до сих пор в некоторых комнатах сохранилась лепнина на потолках. В целом, все здания, описанные в главе «Жемчужины города» моей книги, являются действительным украшением Тулы.
Ольга Секенова: к изданию уже готовится следующая книга о тульской архитектуре. Расскажите, о чем она будет и когда ждать выпуска.
Илья Кошкин: Издание будет летом. Сейчас текст находится на консультации у искусствоведа Ирины Ковшарь – есть несколько вопросов, связанных с искусствоведческой терминологией. Книга будет посвящена советскому модернизму в Туле. Предполагается четыре главы про элементы советского модернизма в нашем городе: про мозаику, про витражи, про барельефы и различные рельефы и про сграффито. Много интересного удалось найти, будет много фотографий. Эта книга будет отличаться от «Тулы – деревянной летописи», в ней будут вводные статьи – например, историческое обозрение развития мозаики в целом, а затем иллюстрации с подробными комментариями. Надеюсь, что эта книга станет хорошим источником для будущих исследователей. Советский модернизм было очень сложно описывать даже мне как историку, который немного разбирается в архитектуре. Поэтому, во многом, этот вопрос тоже останется.
Ольга Секенова: Живы ли еще создатели этих объектов, удалось ли с ними поговорить?
Илья Кошкин: Я был в поисках весь последний год, скажем так, около 60 % авторов установить не удалось – это задача как раз будущих исследований. Многих авторов уже нет в живых. Но в некоторых семьях сохранились эскизы работ. Несколько семейных архивов мне очень помогли в написании книги.
Справка:
Ольга Секенова окончила Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, факультет истории и права; аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, член редколлегии журнала "Тульский краеведческий альманах".
Илья Кошкин окончил Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, факультет истории и права, с 2015 года преподаёт историю МБОУ «ЦО - гимназия № 1». Исследователь и популяризатор краеведческих знаний. Специальный творческий интерес: градостроительная и архитектурная истории города Тулы, история школьного образования в городе Туле. Автор одного из самых популярных краеведческих блогов «История Тулы», участник образовательно-просветительского проекта «Лаборатория города 2026»; соавтор проекта «Предпринимательский маршрут: из прошлого в будущее», реализуемого Союзом социальных предпринимателей Тульской области при поддержке Фонда президентских грантов; участник проекта «Том Сойер Фест»; герой социального проекта «Будь вкладом» в ЦПКиО.
Фото: Олег Антонов